Аутизм особенности развития

Аутизм особенности развития

Аутизм, особенности развития, связанные с этим диагнозом, значительно отличаются от развития детей нормотипиков и даже детей с иными ментальными нарушениями.

Когда люди слышат слово аутизм, воображение рисует им образ погруженного в себя ребенка, который сидит в дальнем углу комнаты не обращает внимание на окружающих.

И правда, слово Аутизм — образовано от латинского слова (Autos), что означает отгороженный погруженный в себя.  Отгороженность — один из наиболее заметных признаков аутизма, однако особенности развития ребенка с аутизмом не исчерпываются отрешенностью от окружающего мира.

 Множественное сочетание биологических и социально-психологических факторов приводит к образованию искаженного типа дизонтогенеза, что приводит к появлению ряда специфических особенностей развития ребенка с аутизмом.

Раннее развитие детей с аутизмом

Как правило особенности развития ребенка с аутизмом можно наблюдать уже в раннем детстве.

В младенчестве основные признаки отклонения в развитие проявляются в особенностях комплекса оживления. У ребенка с ранним аутизмом — это выражается в сниженном интересе к окружающему миру, отсутствии или неадекватной реакции на присутствие матери, скудности эмоциональных проявлений. Ребенок редко или наоборот без остановки плачет, не ищет взрослого взглядом, не реагирует на голос матери, двигательные реакции очень слабые и начинают приобретать первые признаки стереотипий.

аутизм особенности раннего развития
Аутизм — это ранее нарушение развития которое сопровождается сложностями социального взаимодействия, коммуникации, стереотипным интересами и повторяющимся поведением.

Перечисленные признаки могут указывать на искаженное развитие. Среди особенностей раннего развития детей с аутизмом можно выделить, то, что комплекс оживления ребенок может проявлять по отношению к неодушевленным предметам. Например, ребенок может пассивен в отношении матери, при этом фиксировать взгляд на отдельных игрушках, радоваться и оживляться если они появляются в поле зрения. Подобную реакцию младенца с ранним детским аутизмом можно наблюдать в отношении нетипичных вещей и событий. Например, дети с аутизмом могут проявлять отдельные компоненты комплекса оживления наблюдая за струей воды или блестящими предметами.

Особенностью раннего развития детей с аутизмом можно назвать и обратную ситуацию, когда ребенок имеет по отношению к матери симбиотическую привязанность. Ребенок может резко реагировать, тревожиться если мать отсутствует или удаляется от него, практически не отпускать от себя ни на минуту. Но даже при такой симбиотической привязанности к родителю, дети с аутизмом могут не давать обратной реакции н заботу и ласку. Особенности раннего развития детей с аутизмом имеют характерные отличия как от нормативного развития, так и от других форм дизонтогенеза. Например, у детей с олигофренией комплекс оживления сохраняется и не имеет отклонений. Дети с иными нарушениями как правило на ранних этапах воспринимают родителя как основной объект эмоциональных реакций.

Аутизм особенности развития
Дети с аутизмом предпочитают одиночество совместным играм с другими детьми и взрослыми

Особенности познавательного  развития детей с аутизмом

Особенности познавательного развития детей с аутизмом заключаются в неравномерности формирования познавательных процессов. Известны случаи, когда ребенок начинал рано говорить, осваивал чтение, и даже счет, но по мере взросления навыки распадаются. Описанная особенность развития детей с ранним аутизмом указывает на главную характеристику РДА- асинхронность процессов акселерации (ускорения) и ретардации (распада). 

Развитие познавательной сферы у детей с ранним аутизмом может значительно варьироваться. Интеллектуальное развитие очень разное от тяжелой степени умственной отсталости, до известных случаев савантизма.

Савантизм — состояние, при котором люди с различными формами отклонений, проявляют гениальность в отдельной сфере. Среди детей с расстройствами аутистического спектра такие примеры не исключение. Вы можете узнать подробнее о талантливых людях с аутизмом тут.

Чаще развитие познавательной сферы ребенка с аутизмом отстает от нормотипичного, задерживается речь, мышление долго остается на предметном этапе. Главным образом страдает игра ребенка, она как правило не получает качественного развития, остается стереотипной, лишенной сюжета и ролей, носит специфический характер (перекладывание чего-либо, игры с водой, блестящими предметами, стереотипное катание машинки и.т.д.)

Особенности развития сенсомоторной сферы детей с аутизмом

Как правило на ранних этапах развитие моторной сферы не имеет выраженных особенностей. Дети с аутизмом вовремя начинают держать голову, садиться, ходить.

 Особенности развития сенсомоторной сферы у детей с аутизмом начинаю проявляться по мере взросления и освоения основных двигательных навыков. При аутизме особенно выраженно полевое поведение, которое характеризуется как отсутствие целенаправленной деятельности, повышенной подвижностью. 

Слабость моторного тонуса, непроизвольная активность (тики, двигательные стереотипии, расторможенность), значительные трудности вызывает деятельность, требующая регуляции (письмо, бытовая деятельность, физические упражнения и.т.д. Практика показывает, что у ребенка с аутизмом значительно задерживается развитие крупной и мелкой моторики, бытовых навыков, умение манипулировать предметами. 

Аутизм, особенности сенсорного развития, часто тесно связаны. Многие исследователи отмечают, что у детей аутизмом значительно снижена сенсорная адаптация. Это может означать, что для многих детей с аутизмом сенсорные стимулы не ослабевают, и даже легкий фоновый шум, который обычный человек может и не замечать, может значительно дезадаптировать ребенка с аутизмом. Детям с аутизмом свойственна сенсорная перегрузка по всем модальностям. Стрессовые реакции могут вызывать слуховые, зрительные и в особенности тактильные ощущения. По причине этого ребенок может отказываться надевать одежду, мыть руки, пользоваться бумагой, бурно реагировать на шум в общественном транспорте. Особенности развития сенсомоторной сферы детей с аутизмом также, как и развитие познавательных процессов заключаются в асинхронности.  Таким образом дети с аутизмом могут “отточить” до превосходства действия, направленные на аутостимуляции, такие действия могут выглядеть весьма сложными. При этом детей с аутизмом сложно обучить необходимым навыкам, например, держать ложку, открывать бутылку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и.тР

Стоит оговориться, что расстройства аутистического спектра включают в себя широкий диапазон различных состояний, это и ранний детский аутизм, и атипичный аутизм, синдром Аспергера и.пр. Поэтому аутизм, особенности развития ребенка с расстройством аутистического спектра — это вопрос всегда строго индивидуальный. Главной характеристикой развития ребенка с РАС по-прежнему является его асинхронность.

Artur Taish

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *