Аутизм, что это такое простыми словами

Аутизм, что это такое простыми словами

«Что такое Аутизм?» Кратко

Аутизм называют эпидемией 21го века, по разным данным примерно каждый 68й ребенок страдает тем или иным расстройством аутистического спектра. В современном обществе об аутизме говорят много, но далеко не все понятно простому обывателю. Расстройства аутистического спектра имею довольно широкую вариативность, от состояний представленных глубокой степенью умственной отсталости до высокофункционального аутизма. Постараемся выделить основные черты которые объединяют различные состояния в общее понятие Расстройства аутистического спектра и ответить на вопрос «аутизм, что это такое?» простыми словами.

Аутизм — Это нарушение в развитии, которое приводит к дефициту: взаимодействия с людьми, общения, интереса к окружающему миру. Отличается также стереотипностью интересов и поведения, часто сочетается с умственной отсталостью (различной степени), синдромом Ретта, и кучей других болезненных состояний психики. Причины аутизма до сих пор не ясны, лечению не поддается. Диагностируется аутизм у детей до 3 х лет, как и любые другие нарушения развития. 

Встречайте Джулия ! У нее аутизм. Джулия и ее старый приятель Элмо расскажут вам простым языком, что такое аутизм.

Если краткое определение аутизма простыми словами показалось недостаточно исчерпывающим, постараюсь подробнее и простым языком рассказать, что такое аутизм.

Что такое аутизм простым языком

Встречайте Джулию! Она первый житель Улицы Сезам с аутизмом.

Развитие ребенка сопровождается его активностью, тягой к освоению окружающей среды, изучением мира вокруг, интересом ко всему происходящему, наблюдением и повторением за взрослым. Простыми словами — активным взаимодействием. Вот теперь представьте по какому вектору пойдет развитие если все это по каким-либо причинам ребенку недоступно.

Ребенок с аутизмом первых дней жизни не проявляет “исследовательской” активности, не проявляет интереса к поведению взрослого, его не интересуют игрушки и мир вокруг.

Стереотипное поведение формируется в условиях отсутствия активности, и в определенной степени выступает заменителем направленной деятельности.

Ребенок с аутизмом не познает мир вокруг себя как нечто целостное, не ищет свое место в окружающей среде в отношениях с родителями, не осознает эмоциональной связи между людьми.

Простыми словами это можно описать — “погружен в себя” в “ свой внутренний мир”. Дети с аутизмом познают отдельные части окружения, как правило “главным” для ребенка становится то, что приносит комфорт. Стремление к комфорту и постоянству приводит к непропорционально реакциям на внешние раздражители, шум, яркий свет и т.д. 

Нарушения коммуникации в раннем детстве проявляются в отсутствии комплекса оживления, ослаблении реакции удовольствия при общении с взрослым. 

При этом реакции удовольствия и отдельные реакции комплекса оживления могут проявляться в отношении неодушевленных предметов, специфических сенсорных ощущений (прим. наблюдение за струей воды, включение и выключение света, перематывание одного и того же фрагмента видео…). 

Существует упрощение, что дети с аутизмом любят одиночество, однако это не совсем так. Стремление к уединению спровоцировано трудностью в установлении контактов с окружающими, и низким качеством уже сложившихся отношений.

Аутизм лечится или нет

Лекарства или лечения от Аутизма в современной медицине не существует. Ученые до сих пор не знают, что именно провоцирует аутизм, какие физиологические процессы в мозге приводят к этому заболеванию. Ведутся крупные исследования в сфере генетики, но причины раннего аутизма по прежнему остаются загадкой для ученых. Простыми словами — современная медицина не может вылечить аутизм. Что касается лечение, то оно, как правило, упирается в коррекцию проявлений аутизма, двигательные и интеллектуальные нарушения, социальная абилитация, снятие неврологических симптомов, обучение коммуникации.

Лечить или учить ребенка с аутизмом

Для специалистов которые работают с детским аутизмом, этот вопрос давно перестал быть риторическим.

Система альтернативной коммуникации для детей с аутизмом.

Долгое время существовало предубеждение, что большинство детей с   аутизмом не обучаемы. Однако практика прикладного анализа поведения показывает, что при использовании правильно выстроенного оперантного научения, детям с аутизмом можно помочь освоить отдельные  навыки. 

Оперантное научение простым языком — это формирование ассоциативной связи между действиями (поведением)  и их последствиями. Последствия могут быть положительными (поощрение) или отрицательными (наказание). 

Чему можно обучить ребенка-аутиста

В Поведенческих подходах аутистов учат основным бытовым навыкам (мыть руки, пользоваться туалетом, одеваться и.т.д ) альтернативным методам коммуникации (жестовая речь, общение карточками, использование коммуникатора) и даже отдельным академическим умениям (читать, писать, считать и.т.д). Развиваемые Навыки могут быть какими угодно, например может быть навык «есть ложкой» или даже такое сложное умение как пользоваться общественным транспортом или делать покупки в магазине. При помощи поведенческих методик можно обучить ребенка с аутизмом практических любым навыкам. Поведенческие подходы занимают ведущую роль в сфере обучения и абилитации детей и взрослых с аутизмом. Среди них можно выделить: прикладной анализ поведения или aba, систему обучения детей с РАС TEACCH, методику DIR Flortime.

Artur Taish