Визуальное расписание для аутистов

Визуальное расписание для аутистов

Визуальная опора — основа любой коррекционной работы. Вряд ли вы встретите логопеда, который не использует в своей работе, например сюжетные картинки или карточки со слогами. И неспроста, ведь благодаря визуальному восприятию мы получаем 70 процентов информации об окружающем мире. Визуальное расписание для аутистов — это основа эффективной коммуникации.

Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС. Поэтому визуальное расписание широко используется педагогами, ABA терапевтами и другими специалистами, которые работают с аутичными детьми. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить на уроке.

визуальное расписание уроков для аутистов
Визуальное расписание уроков в школе.

Для аутистов визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность

Есть как минимум две причины чтобы использовать визуальное расписание в повседневной жизни. 

Исследования доказывают, что:

  1. Визуализация облегчает коммуникацию между родителем и ребенком с аутизмом.
  2. Облегчает общение ребенка с окружающими.

Одна из основных целей визуального расписания это — предоставление аутисту выбора и возможности контролировать ситуацию. Согласитесь, что приятно иметь возможность решать, какую закуску можно есть, какое видео смотреть, или что делать сначала, а что потом. Предоставление выбора это — позитивная стратегия программирования, которая может уменьшить некоторые ситуационные проблемы поведения. 

Использование визуального расписания позволяет сделать последовательность действий предсказуемой и наглядной для ребенка с аутизмом. Положительным эффектом использования визуального расписания является снижение тревожности, и нежелательного поведения. События для ребенка становятся предсказуемыми и последовательными, ребенку становится ясна продолжительность урока, сколько заданий он должен выполнить перед тем, как получит поощрение или пойдет на перемену.  

Визуальное расписание это — набор карточек с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить. Есть несколько алгоритмов использования.

Самый популярный алгоритм использования визуального расписания :

Выстройте в ряд  карточки с изображением заданий ( или действий) которые необходимо выполнить. Вы совместно с ребенком называете каждую карточку например : сейчас чистим зубы, потом умываем лицо, потом завтракаем, потом смотрим мультфильм.

расписание "ложиться спать"

По мере выполнения заданий ,карточки с выполненными заданиями снимаются с расписания. В конце цепочки карточек прикрепите изображение поощрения.

ВР хорошо тем, что оно выступает договором между взрослым и ребенком с аутизмом. Вместо уговоров и ругани, вы можете совместно с ребенком составить небольшую последовательность картинок и следовать им. В этом случае и ваши требования будут выполнены, и ребенок заслуженно получит поощрение.

Визуальное расписание для детей- аутистов. Где скачать или купить карточки ?

Карточки для визуального расписания не обязательно должны быть выполнены «профессиональными” художниками. Для расписания можно использовать как картинки так и фотографии. В визуальном расписании важен сам принцип, а исполнение карточек значения не имеет.

 Бесплатно картинки для визуального расписания можно скачать в поисковых сервисах Яндекс или Гугл, огромная коллекция картинок на Pinterest. На Pinteres вы можете за символическую плату (от 1уе.) купить целый набор карточек хорошего качества и в электронном виде. Для выполнения дел по дому можно сфотографировать на телефон и распечатать изображения предметов или деятельности, такие самодельные карточками вполне пригодны для использования. Чтобы карточки прослужили вам дольше, обязательно заламинируйте их.

Используйте любые подходящие по теме изображения, главное чтобы они были понятны ребенку и отображали действия, которые необходимо выполнить

визуальное расписание для аутистов туалет
«Посещаем туалет!»
Такое расписание можно повесить в туалете, оно поможет аутисту ничего не забыть )

В быту визуальное расписание составляют чтобы помочь ребенку с аутизмом научиться переодеваться. В школе это чаще всего расписание занятий. Расписание поможет научить аутиста посещать туалет.

расписание "одеваться"
Такое расписание поможет ребенку одеться !

Визуальное расписание можно составить на любую деятельность. 

визуально расписание утро
Пример утреннего визуального расписания
бутерброд визуальное расписание
Делаем бутерброд по шагам с помощью визуального расписания !

Любую деятельность можно разбить на Цепочку отдельных действий и к каждому подобрать подходящее изображение.

визуальное расписание сморкать нос.
Визуальное расписание «Правильно Сморкаться»

Один из простейших видов визуального расписания — это планшет «сейчас-потом». Представляет из себя таблицу с двумя графами, левая графа маркируется надписью «сейчас» и означает приоритетную деятельность (например, занимаемся за столом), левая подписывается «потом» в этой графе как правило прикрепляется карточка с мотивационное для ребенка деятельностью. Подобная визуализация помогает ребенку аутисту, понять, что от него хотят, и что он должен сделать чтобы получить то, чего хочет он.  

Визуальное расписание для аутистов. С чего начать ?

Визуальное расписание для аутистов "сначала потом"
Пример планшета «Сначала-потом» для детей с аутизмом.

Не смотря на простоту это одна из самых эффективных форм договора с ребенком аутистом, он в просто и наглядно демонстрирует ребенку связь между его поведением и положительными последствиями.

Стоит отметить, что визуальное расписание не работает “само собой”. Не получится просто показать ребенку с аутизмом картинку “сейчас выполняем задание” и ждать, что он послушно сядет за стол. Ребенка нужно обучать пользоваться ВР, для этого существуем масса ABA протоколов специально составленных чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание. Это довольно интересная и обширная тема, наиболее полно вы можете изучить ее в тематической литературе или на сайте Юлии Эрц.

На видео наглядный и краткий пример использования визуального расписания в обучении бытовым навыкам.

Начать обучать ребенка использовать визуальное расписание стоит с планшета “сейчас-потом”. Планшет поможет научиться следовать инструкциям, ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Такой подход позволяет развить у ребенка оперантное поведение и сотрудничество. Освоив сначала -потом можно переходить к более сложным визуальным конструкциям. Владение визуальным расписание будет хорошим фундаментом для освоения социальных историй, поведенческих контрактов и много другого. Расписание -лишь одно из многочисленных средств визуальной опоры.

Резюме.

Визуальное расписание — позитивная стратегия обучения и воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра. Наличие наглядной структуры значительно улучшает качество жизни ребенка. Помогает осваивать новые сложные навыки, снижает тревожность, дает возможность выбора, а главное учит эффективной коммуникации.  

Визуальное расписание скачать карточки

Если вы дочитали пост до этого момента, то предлагаю вам попробовать полученные вами знания на практике, и скачать небольшую подборку визуального расписания. Вы можете скачать подходящие вам карточки визуального расписание, они разделены на отдельные файлы и названы в соответствии с предполагаемой ситуацией применения. Успехов !

Artur Taish

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *