Прикладной анализ поведения для детей

Прикладной анализ поведения для детей

Прикладной анализ поведения (АВА) — это метод, помогающий детям и взрослым изменить нежелательное поведение, в первую очередь детям, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра. Методы, используемые в ABA, основаны на научных наблюдениях и анализе человеческого поведения.

От классического бихевиоризма до применения в обучении детей

Прикладной анализ поведения — прямой потомок классических бихевиористических теорий.  В начале 19го века психолог Джон Уотсон сформулировал идею, согласно которой предметом изучения психологии должны стать не модель психического: личность, эмоции, высшие психические функции, а то, что можно непосредственно наблюдать и описывать. Таким образом, поведение как предмет наблюдения психологов стал основой нового направления в науке — бихевиоризма.  В дальнейшем последователи Уотсона, а также Б.Ф. Скинер определили основные функции поведения и показали, что поведение — это результат научения, его можно формировать, используя принципы подкрепления и наказания.

обучение по цепочке

Основываясь на учении Павлова о условных рефлексах, Скинер сформулировал теорию оперантного научения, согласно которой благодаря положительному подкреплению можно формировать необходимое поведение и убирать нежелательное, используя различные режимы подкрепления. Основная идея режимов подкрепления заключается в том, что поощрение за правильное действие может даваться с разной частотой, временными интервалами или вовсе в случайном порядке.

На основе концепции оперантного научения Скинер составил «программу модификации поведения», которую предложил внедрить в западных школах, психиатрических лечебницах  и социальных учреждениях. Программа Скинера приобрела широкую популярность, и по сей день разные ее элементы используются в системе образования.

Прикладной анализ поведения — это современная трактовка принципов классического бихевиоризма, дополненная и переработанная. Современный прикладной анализ поведения вобрал в себя многие эффективные методики из разных областей педагогики и психологии: использование визуальной опоры, поведенческий контракт, социальные истории, элементы игровой терапии и многое другое. Однако основа остается неизменной — использование оперантного научения, основанного на подкреплении и формировании ассоциативной связи между поведением, и последствиями этого поведения. 

прикладной анализ поведения ABC
«Золотая формула» прикладного анализа поведения
(предшествующие факторы)-(поведение)-(последствия)

На практике оперантное научение часто используется родителями в воспитании детей. Например, гулящий младенец перебирает сочетание различных звуков, среди которых попадается сочетание «ма-ма», родитель, услышав в этом слово «мама» эмоционально реагирует, радуется, хвалит ребенка. Эмоциональная реакция родителя будет тем, что подкрепит и увеличит вероятность того, что ребенок снова скажет «мама». У ребенка же в свою очередь слово “мама” будет ассоциироваться с положительными эмоциями и похвалой.

Как применяют прикладной анализ поведения для обучения детей в школе 

ПАП рекомендован для обучения детей с РАС в условиях массовой школы. На западе широко распространена практика, когда учитель применяет парадигму Прикладного анализа ко всему инклюзивному классу. Учитель разбивает детей на команды, дети совместно выбирают поощрение и учебный процесс строится на собирании призовых очков (например, за правильные ответы или выполненные задания). Результатом такого учебного дня может стать совместная игра или просмотр мультфильма, каждый из детей вносит свой вклад в достижение общей цели.  

Прикладной анализ поведения для детей
Групповое занятие

Прикладной анализ поведения — целая научная дисциплина, в первую очередь предназначенная для помощи детям с РАС. Однако как показывает опыт западных коллег, прикладной анализ поведения можно и нужно внедрять в процесс школьного обучение. Такой подход позволяет в первую очередь включить детей с особенностями в развитии, помогает сформировать детям общие цели, воспитать общность класса и социальную ответственность.

Прикладной анализ поведения для детей с аутизмом

ABA для детей с аутизмом
Прикладной анализ поведения для детей с аутизмом

Анализ поведения — это прикладная часть бихевиоризма, которая широко используется в обучении и воспитании детей с ментальными расстройствами. Впервые прикладной анализ поведения был применен для обучения детей с расстройствами аутистического спектра Иваром Ловаасом.  Прикладной анализ поведения помогает обучить детей с аутизмом социально необходимым навыкам, навыкам общения, навыкам, необходимым в школе и повседневной жизни.    

прикладной анализ поведения для детей с аутизмом

В обучении детей с Расстройствами аутистического спектра на основе ПАП составляется интенсивная обучающая программа. В рамках этой программы определяются цели, чему научится ребенок на занятиях. Также определяются факторы, которые мешают ребенку обучаться, например нежелательно поведение. Составляются индивидуальные задания, выполняя которые ребенок приближается к поставленным целям осваивает новые навыки. Продвижения ребенка по программе строго фиксируется, собираются данные, на основе данных строятся графики. Анализ графиков позволяет наглядно определить, насколько эффективна индивидуальная программа, что мешает ее успешному выполнению, где требуется коррекция.  

Таблица ДПП анализ поведения
Пример таблица для сбора данных о проблемном поведении «До, Поведение, После»

Программы ПАП для детей с расстройствами аутистического спектра строятся на принципе, что любое сложное умение можно разбить на несколько более простых. Например, обучая ребенка заваривать чай, мы сначала учим наливать воду, включать чайник, ждать пока он закипит, класть в чашку пакетик и.т.д. Такой подход называется — обучение по цепочке. Каждый правильно выполненный шаг цепочки должен обязательно подкрепляться, тогда выполнение действий скрепляется в понимании ребенка с приятными для него событиями, что позволяет увеличить вероятность того, что поведение “заваривать чай самостоятельно” будет повторяться чаще и чаще.

Обучение детей с аутизмом

Несмотря на то, что в бихивиоризме принято считать, что как наказание, так и поощрение в равной степени могут формировать поведение, для обучения детей наказание не применяется. Процесс обучения у ребенка должен ассоциироваться исключительно с приятными событиями. Для коррекции нежелательного поведения применяется гашение — когда нежелательное поведение не наказывается, а не получает поощрения. На практике это может выглядеть как разумное игнорирование, согласно данной стратегии, поведение, которое не подкрепляется должно постепенно угаснуть. 

Для детей с аутизмом прикладной анализ поведения может быть полезен в освоении, любых сложных навыков

Прикладной анализ поведения для аутистов
Учимся завязывать шнурки !

В парадигме ПАП можно сформировать навыки чтения, письма, практически любой бытовой навык, будь то посещение туалета или поездка на общественном транспорте. Для детей с аутизмом, прикладной анализ поведения может открыть достаточно широкие перспективы в обучении и социальной абилитации. Известны примеры, когда благодаря прикладному анализу поведения дети полностью социализировались в обществе. 


Artur Taish

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *