Методы ABA терапии

Методы ABA терапии

ABA — это прикладное использование поведенческих методов в повседневных ситуациях с целью увеличения или уменьшения целевого поведения. Отличительной особенностью метода ABA терапии является, то, что специалисты по прикладному анализу поведения работают исключительно с поведением. На практике, это означает что специалист, который использует метод прикладного анализа поведения, работает только с тем, что может наблюдать, описать, и измерить. Например, если ребенок кричит, то обычный психолог скорее всего подумает, о том, что у этого ребенка приступ агрессии, специалист же по ABA опишет это ровно так как видит “нежелательное поведение кричать”.

Прикладной анализ поведения (ABA) помимо коррекции нежелательного поведения, широко используется в обучении детей с различным ментальными особенностями, в частности с аутизмом. В рамках Поведенческого подхода разработано множество методов коррекции поведения, так и множество методов и техник обучения целевым навыкам.

Также по теме: Прикладной анализ поведения для детей

Сегодня мы поговорим об основных методах ABA терапии (прикладного анализа поведения) которые используются в обучении академическим, социальным, и коммуникативным навыкам.

Классические методы ABA терапии (прикладного анализа поведения)

Метод Aba терапии

Дискретное обучение или метод отдельных блоков (DTT) 

Метод отдельных блоков это по всей видимости тот метод, который представляет себе каждый, когда слышит о Прикладном анализе поведения. Метод DTT стал поистине классическим и общепринятым методом обучения в парадигме ABA.

Отличительной чертой обучения методом отдельных проб (блоков) является то, что практически любой навык можно разбить на отдельные части, чтобы детально проработать элементы, которые вызывают трудности.  Таким образом этот сложный термин означает, довольно простой принцип, разбить задачу на  более простые элементы и целенаправленно обучать каждому элементу отдельно. Обучение по методом DTT строится по следующей схеме образом:

Инструктор дает инструкцию  — ›  ребенок отвечает  -›,  если ответ правильный, то дается вознаграждение, если нет, то проводится процедура коррекция ошибки.

Метод отдельных блоков предполагает, что в отработку берется один целевой навык, разбивается на несколько более простых, и каждый элемент целевого навыка отрабатывается отдельно пока не достигнет критерия перехода к более сложному.

Методы ABA , метод отдельных проб DTT

Чтобы увеличить вероятность того, что ребенок продемонстрирует правильный ответ, при обучении методом отдельных проб широко используются подсказки. Основные типы подсказок включают словесные, физические, позиционные, жестовые и моделирование. Метод обучения отдельными блоками — классический вариант, который предполагает занятия с методическим материалом за столом. 


Метод ITT (Intensive table teaching) или Интенсивное обучение 

Метод ITT — это второй по значимости классический метод обучения целевым навыкам в парадигме прикладного анализа поведения. В русскоязычном комьюнити метод ITT можно встретить под названием «метод смешанных блоков». 

В рамках метода ITT в обучение берется сразу несколько целевых навыков. Как правило навыки выбираются из числа вербальных оперантов. Методом ITТ обучают выполнять инструкции, маркировать (называть) объекты, имитировать действия, визуально соотносить, сортировать и выбирать предметы из множества. Метод ITT позволяет сформировать у ребенка базовые навыки необходимые для дальнейшего обучения в том числе и группового. Метод ITT предполагает, что ученик и инструктор работают индивидуально в специально организованной учебной среде.

Определяющим в ITT является слово intensive, предполагается. что инструктор проводит серию обучающих блоков в достаточно высоком темпе, считается. что высокий темп подачи инструкции помогает снизить нежелательное поведение во время учебной сессии.

Пример интенсивного обучения (ITT) в ABA , в русскоязычном сообществе ITT называют методом смешанных блоков

Как и в DTT в методе ITT используются подсказки. Основной вид подсказки в методе ITT — временная задержка, т.е инструктор дает ребенку пару секунд на то, чтобы он дал самостоятельный ответ, если ответа не происходит, то инструктор дает ребенку полную физическую, вербальную, или другую подсказку в зависимости от изучаемого блока. Приоритетным для ITT считается безошибочное обучение, т.е. если тренируемый навык у ребенка только на начальных стадиях обучения, то временная задержка между ответом и помощью должна быть минимальной. 

Интенсивное обучение закладывает хорошую базу для того, чтобы в дальнейшем ребенок обобщал полученные навыки в естественной среде. 

Метод обучения в естественной среде (NET) 

NET — это третий из классических методом ABA терапии применяемых в обучении. Собственно определение и основная цель метода кроется в его названии. NET — это метод обучения в повседневных ситуациях, в естественной среде.

Обучение хоть и проходит в повседневной для ребенка обстановке, но инструктор по-прежнему сохраняет полный контроль над окружающей средой. Это позволяет инструктору обучить ребенка обобщать навыки, которые он усвоил, переводя эти навыки из учебного окружения в повседневную жизнь.

aba методы NET
ABA обучение NET

Например, при интенсивном обучении мы могли бы учить ребенка названиям столовой посуды, на занятиях за столом как правило используются карточки с изображением предметов.  При обучении в естественной среде инструктор приводит ребенка на кухню, открывает кухонные ящики и работает с ребенком над наименованием посуды, показывает, как пользоваться тем или иным предметом, например показывает, как пить из чашки или использовать чайник. Наиболее распространенный вариант естественного обучения — обучение ребенка игре с игрушками.

Любой навык, который может быть полезен для ребенка как правило сначала отрабатывается в учебной среде, а по мере освоения переводится в естественную среду, где ребенок учится применять полученный навык. Метод NET применяется, чтобы обучить ребенка использовать полученные навыки в любых жизненных ситуациях независимо и спонтанно. В большинстве программ по прикладному анализу поведения использование метода NET является обязательным шагом для обобщения полученных умений.

Методы ABA терапии, случайное обучение 

При случайном обучении инструктор работает с ребенком в повседневной обстановке и может использовать естественные моменты обучения, которые неизбежно возникают. Идеальная ситуация — это если инструктор продумал эти “естественные ситуации” заранее, у инструктора должен быть заранее подготовленные план, чтобы он мог провоцировать учебные ситуации в повседневной обстановке.  

Например, ребенка заинтересовала игрушечная машина, инструктор может не просто использовать игрушку как поощрение для занятия отдельными блоками, а поддержать интерес ребенка к машине, и использовать сложившуюся ситуацию как учебную. Обучить ребенка, что это “синяя машина”, что у машины четыре колеса, открываются двери, машину можно загнать в гараж, помыть, отремонтировать, варианты должны возникать естественным образом, а интерес ребенка естественной мотивацией изучить предмет. 

 Метод случайного обучения является очень естественным, он напоминает то, как дети обучаются в норме.  

Однако стоит помнить, что в отношении детей с аутизмом, метод случайного обучения дополняет, а не заменяет другую работу ABA инструктора, т.к для случайного обучения необходима среда которая будет создавать мотивационные условия, а это не всегда возможно, т.к. интересы у всех детей разные, а подбор поощрений  — это вопрос всегда строго индивидуальный. 

Менее известные методы ABA терапии

Методы aba терапии PRT

Метод Обучения опорным навыкам (Pivotal Response Treatment (PRT)

PRT Нацелен на ключевые области развития ребенка. PRT направлен на повышение мотивации ребенка к обучению, контроль за его собственным поведением и обучение инициированию общения с другими. 

Эти цели обучения являются ключевыми для метода PRT, потому что они рассматриваются как помогающие ребенку освоить широкий спектр других навыков. Например, если ребенок заинтересован в получении доступа к цветным игрушкам, он может быстро выучить названия цветов, чтобы использовать их при запросе игрушек. 

Исследования показали, что Метод Обучения опорным навыкам может улучшить успеваемость, улучшить речевые навыки и навыки игры, а также уменьшить нежелательное поведение у людей с аутизмом. 

PRT прекрасно подходит если стоит задача обучить ребенка языковым навыкам или развить навыки поведения в социуме. Метод обучения опорным навыкам помогает снизить непродуктивное и нежелательное поведение у детей с аутизмом. Метод PRT несколько отличается от классических методов ABA терапии. Взаимодействие PRT инструктора и ребенка происходит в игровой среде. Метод PRT в отличии от классических методов прикладного анализа поведения (например DTT), ставит целью всестороннее развитие, а не целевое обучение необходимым (целевым) навыкам.

Существует множество исследований, которые подтверждают высокую эффективность метода обучения опорным навыкам. Например:  Delprato, D.J. (2001). Comparisons of discrete-trial and normalized behavioral intervention for young children with autism. Journal of Autism and Developmental Disorders, 31, 315-325.

Методы ABA терапии, видеомоделирование

Видеомоделинг — метод ABA терапии, используемый для развития и укрепления навыков общения, а также навыков саморегуляции и самопомощи. Целевое поведение, которому должен научиться ребенок, записывается на видео. Затем ребенок смотрит видео и получает возможность запоминать, подражать и обобщать это поведение.

Видео моделирование является хорошо известным методом обучения в рамках парадигмы прикладного анализа поведения. Метод ABA видеомоделинга прочно зарекомендовал себя в обучении людей с расстройствами аутистического спектра. Это подтверждается многочисленными хорошо разработанными исследованиями.

ABA метод видеомоделинга

Видео моделирование является полезным методом для обучения социальным навыкам, игровой деятельности, и самопомощи людей с расстройствами аутистического спектра, у которых хорошо развиты навыки имитации.  

Artur Taish

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *