Игры для детей с аутизмом

Игры для детей с аутизмом

Как начать игру с ребенком-аутистом, какие подходят игры для детей с аутизмом, как научить играть ребенка с аутизмом. Ответам на эти и другие вопросы будет посвящена эта небольшая запись моего блога. 

Часто можно услышать, что игра — это сложная задача для детей с неврологическими и сенсорными нарушениями. Принято считать, что типичные детские игры совсем не свойственны для детей с аутизмом. В этом нет ничего удивительного так как многие дети с аутизмом испытывают сложности с обработкой сенсорной информации, с овладением пассивной и активной речью, сложными моторными навыками. Такие сложности закономерным образом приводят к тому, что аутичным детям трудно проявить инициативу и начать самостоятельно играть.

коммуникация в игре с ребенком с аутизмом

Глобальное препятствие для совместных игр, это то, что социальное взаимодействие само по себе не является для детей с аутизмом достаточной мотивацией. 

Стоит ли упоминать как важна игра для развития ребенка. В работах отечественных классиков психологии игра всегда стоит в “красном углу”. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста и наиболее важной вехой развития ребенка. Играя, ребенок исследует и учится использовать предметы, планомерно продвигается к сюжетной игре . Сюжетно-ролевая игра в свою очередь закладывает основы абстрактного мышления, создает основу для дальнейшего социального взаимодействия с окружающими.  

Развивающие игры для детей с аутизмом 

Сенсорные игры для детей-аутистов
Сенсорные игры для детей с аутизмом

Как у обычных детей, так и у детей с аутизмом развитие игры проходит определенные стадии. Самая простая игра это сенсорная. она свойственна раннему детскому возрасту (до 3х лет), на смену сенсорной игре приходит игра с предметами, в рамках которой ребенок овладевает знаниями о предметах окружающего мира и умениями их использовать. Такая игра закладывает основы наглядно-действенного и предметного мышления, формирует понятия о свойствах и признаках предметов.

Венец игровой деятельности — это игра сюжетно-ролевая, она формирует творческую автономность ребенка, способность понимать чувства и эмоции окружающих, умение мыслить абстрактно, примерять на себя различные социальные роли.  

Принцип развивающих игр для детей с аутизмом — последовательно пройти стадии от сенсорной игры к сюжетной. 

Не для кого не секрет, что дети с РАС часто “застревают” на сенсорных играх. Игры с водой, с веревочками, с гидрогелем, с блестяшками, и.т.д. Часто подобные игры приобретают стереотипный характер и приводят к  аутостимуляции, что в конечном счете проявляется как симптомом аутизма. 

Конечно основой полноценной игры не может быть стремление к  аутостимуляцию и получение сенсорных ощущений, но сенсорные ощущений — это уже то за что можно зацепиться и попробовать развить такую игру в осмысленную деятельность. 

Для этого возьмем простую детскую “потешку” “Ехали медведи на велосипеде” 

Сенсорная игра Ехали медведи
Основа игры — стих Чуйковского «Ехали медведи..»

Посадите ребенка себе на колени, и начинайте легким подпрыгиваниями потряхивать ребенка (как будто едите по кочкам), в неожиданный для ребенка момент раздвиньте колени, чтобы ребенок провалился (как будто в ямку), громко и весело скажите: “Бух!”. Все, сенсорная игра готова! В ней есть все элементы: взаимодействие ребенка с взрослым, сенсорные ощущения, а главное — элемент приключения и простая последовательность действий. Повторите несколько раз, если ребенку понравилось, он быстро поймет правила и попросит продолжения. Плавно добавляйте в игру новые элементы. Добавьте к игре стишок “Ехали медведи, на велосипеде и в канавку бух!”.

Таким образом в игре появится простенький смысл, новый вид взаимодействия, игра получит сюжет и роли. Следующий шаг— ребенок попробует говорить “бух!” самостоятельно, так он сможет управлять ходом игры, что подстегнет его интерес и мотивацию. Такая игра уже содержит в себе и упражнение и поощрение! Основой такой развивающей игры вполне может быть раскачивание в гамаке, или игровой массаж “Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…” главное — это проявить фантазию и придумать как добавить к сенсорной игре сюжетные элементы.  

Например, ребенок любит катать игрушечный поезд или машику.

сюжетные игры для детей с аутизмом
Ребенок с аутизмом выстраивает машинки в ряд. Это может послужить основой для игры

Постройте на пути следования поезда станции из конструктора, попробуйте составить игровой маршрут. На одной станции в вагоны поезда можно загружать конфеты и отвозить их на следующую станцию, где их можно съесть. На станциях можно добавить пассажиров в виде плюшевых игрушек и угощать их конфетами. таким образом просто катание поезда (или машины) можно превратить в довольно сложную, сюжетную деятельность. Главное — вводить новые элементы ненавязчиво и поэтапно. 

мама и аутист играют
Отличный пример того как игра с предметами приобретает сюжет!

Примеры игр описанные выше — способ проиллюстрировать то, как можно добавить в сенсорную игру элементы совместной, и как развить сюжет игры. 

Обучающие игры для детей с аутизмом 

Обучающие игры для детей с аутизмом
Обучение детей с аутизмом в игровой форме

Я абсолютно уверен, в том, что когда дело касается детей дошкольного или младшего школьного возраста , то любое обучение должно иметь игровые элементы. Идеальный вариант — это когда обучение проходит целиком в игровой форме. Конечно, работая с ребенком с РАС это не всегда представляется возможным по ряду причин, но однозначно игровая форма — это тот вариант обучения, к которому необходимо стремиться.

Попробуйте начать с простого!

Например, превратите в игру, обучение навыкам соотнесения. Совершенно необязательно “класть красную карточку, на красную” сидя за столом. Разложите карточки с цветами, буквами, цифрами, чем угодно по комнате, попросите ребенка найти похожие, “собрать все красные”, все буквы “У”. и.т.д. Целесообразно будет подобрать карточки, которые у ребенка освоены. Таким образом получится подвижная игра с элементами обучения вместо скучного занятия. 

Для детей с аутизмом отлично подходят такие игры как лото и домино. 

лото для детей с аутизмом
Попробуйте обучить ребенка с аутизмом играть в простое лото

Для того чтобы игра не стала для ребенка рутиной потребуется хорошо продумать режим поощрений, помните, что для ребенка с аутизмом игра ради игры чаще всего не представляет интереса.

Например: приготовите небольшие кусочки шоколада, детское лото, для начала лучше взять простенькое, где нужно подбирать похожие картинки к похожим. Предложите ребенку шоколад и поиграть в игру, поощряйте ребенка за каждую подобранную картинку маленьким кусочком шоколада, и не забывайте поощрить шоколадом себя. Такая игра научит ребенка сотрудничеству, соблюдению очередности в игре, соотнесению идентичных или неидентичных изображений. В дальнейшем, когда ребенок освоится, поймет правила и структуру игры, можно будет подбирать более сложные виды лото с категориями и ассоциациями.

лото обучающее игра в ассоциации
Ассоциативное лото — отличное пособие для обучения ребенка.

Пошаговое обучение ребенка с аутизмом навыкам: соотнесения, сортировки по категориям, обобщения по основным признакам, приведет к формированию у ребенка новых понятий, расширит пассивный словарный запас. Главное — не превращайте игру в задание, наоборот задание должно стать для ребенка игрой!  

Можно ли обучить играть ребенка с аутизмом 

как научить аутиста играть

Обучить можно бросать мяч, подбирать фишку домино, накладывать лото. Научить можно отдельным игровым действиям, правилам конкретной игры. Научить играть нельзя никого, потому что игра — это естественная способность свойственная каждому в той или иной степени, дети с аутизмом не являются исключением. Любая игра исходит «изнутри», начинается с естественной потребности и мотивации.

Игра — это в первую очередь, то, что приносит положительные эмоции и удовольствие. Чтобы играть, надо захотеть играть, а дальше фантазия сделает свое дело. Играя с ребенком с аутизмом, запомните главное правило — инициатива должна исходить от вас, вы должны играть так чтобы ребенок захотел к вам присоединиться.

Резюме

В этой записи об играх с детьми-аутистами я попытался избежать готовых решений, ради того, чтобы изложить смысл того, как должна строиться игра с ребенком с РАС и какие цели она должна преследовать, чтобы быть полезной для развития и обучения. Основные идеи этого поста взяты из работ Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. посвященных психолого-педагогической помощи детям с РАС. Готовые же идеи для игр вы можете найти в книге Тарры Делани  посвященной развитию основных навыков у детей с РАС.  

Artur Taish

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *