Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом

Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом

Понятия “альтернативная коммуникация” и “аутизм” тесно связаны друг с другом. Так сложилось потому, что одна из основных проблем при расстройствах аутистического спектра — затрудненное взаимодействие, в особенности коммуникация с окружающими. Исследования показывают, что многие поведенческие проблемы обусловлены отсутствием возможности эффективно общаться и взаимодействовать. Коммуникативные сложности значительно снижают качество жизни ребенка с аутизмом. Часто обстоятельства складываются таким образом, что речь у ребенка не формируется, в таком случае альтернативная коммуникация для детей с аутизмом становится неизбежной необходимостью. В этой записи мы рассмотрим наиболее популярные средства, которые помогают наладить общение с аутичным ребенком.

альтернативная коммуникация карточки PECS
Альбом с карточками PECS

Различные системы альтернативной коммуникации помогают обучить ребенка навыкам общения и сотрудничества. например: обмениваться, просить желаемое, привлекать внимание коммуникативного партнера, проявлять инициативу в общении. Владение коммуникативными навыками открывает широкие возможности для формирования социально ориентированного поведения и жизни в обществе.

система альтернативной коммуникации для детей с аутизмом Smart Talk
Речевой тренажер для детей с аутизмом

Часто педагоги и родители выступают против введения альтернативной коммуникации, и считают, что основные усилия должны быть направлены не на обучение ребенка с аутизмом коммуникативным навыкам, а развитие речи коррекцию речевых нарушений. Такой подход во многом справедлив и развитие речи должно присутствовать обязательно, но научит ли это ребенка взаимодействовать с окружающими? Часто именно использование альтернативной коммуникации помогает ребенку с аутизмом поэтапно перейти к вербальному общению. В общем, можно сказать что цель альтернативной коммуникации не научить детей говорить, а научить общаться, показать, что вокруг есть люди, у которых можно попросить желаемый предмет, попросить о помощи, сообщить если что-то болит или беспокоит.

Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом Pecs

Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом с использованием картинок PECS — одна самая популярная система альтернативного общения. PECS расшифровывается как Picture exchange communication system, что дословно можно перевести как — система общения посредством, обмена изображениями. Собственно, так PECS и выглядит. У ребенка находится альбом с картинками, на картинках изображены предметы которые ребенок часто просит, виды активностей, которые ему нравятся, часто в альбомах PECS можно встретить набор картинок с признаками предметов, например, набор карточек, обозначающих цвет, или фактуру. Это необходимо для того, чтобы ребенок с аутизмом мог попросить конкретную вещь: красный кубик, колючий массажный мяч и.т.д. Альбом также содержит карточки с глаголами (изображения действий): Открой, закрой, помоги, дай, и.т.д. Содержание каждого альбома — вещь сугубо индивидуальная, и определяется языковым репертуаром конкретного ребенка. В одном случает альбом может содержать изображения множества предметов, действий, признаков, близких людей, а в альбоме другого ребенка с аутизмом может находиться всего несколько изображений самых необходимых предметов.

Пример использования альтернативной коммуникации PECS

Система PECS получила широкое распространение, особенно среди детей с аутизмом, которые занимаются по обучающим программам прикладного анализа поведения.

Также по теме: основные методы ABA терапии

Однако у PECS есть один очевидный недостаток — такой способ общения в основном ориентирован на просьбы. Конечно система ПЭКС не предполагает, что между ребенком и взрослым будет полноценный диалог. Основная цель ПЭКС это обеспечить обмен изображения на актуальный стимул. Так же существует множество ABA протоколов через которые детей с аутизмом обучают сообщать о своем состоянии посредствам PECS. Ребенок может сообщить о боли, если он обучен показывать части тела, то он может показать, что конкретно у него болит, также дети, с аутизмом которые обучены распознавать эмоции могут сообщать посредством PECS, что они злятся, грустят, что им весело и.т.д

На официальном сайте PECS вы сможете найти массу исследований посвященных альтернативной коммуникации, речевому поведению и обучению речевым навыкам детей с аутизмом.

Недостатки коммуникации Pecs

Очевидно, что PECS весьма ограниченный, и примитивный способ альтернативной коммуникации. Поэтому PECS как правило используют для детей с тяжелыми формами отставания в когнитивном развитии. Еще PECS используют на начальных этапах ABA терапии, чтобы увеличить количество просьб у ученика и наладить сотрудничество. Другими словами, PECS часто используют как начальный этап обучения коммуникативным навыкам детей с аутизмом.

Система альтернативной коммуникации Макатон

Менее известный метод альтернативной коммуникации для детей с различными формами дизонтогенеза, носит название Макатон. Макатон — это более сложная система, она включает в себя использование символов, жестов, звучащей речи. История Макатон начинается еще в 70х годах. За основу Макатон был взят английский язык т.к. система была разработана британским логопедом Маргарет Уокер. Для разработки словаря МАКАТОН, Маргарет использовала жесты из Британского жестового языка, и основные бытовые понятия.

Примерно с 80 годов Макатон начал свое победное шествие по миру. Сначала словарь Макатон был переведен в Польше. К 90м годам Макатон начали использовать в США и Канаде для формирования коммуникативных навыков у детей с слуховыми нарушениями, аутизмом и другими отклонениями .

Видео с канала посвященного системе Макатон. На канале можно найти много обучающих видео для изучения жестов. Название канала «Singing Hands» (поем руками) показывает как прост в освоении язык Макатон

На территории РФ Макатон стал применяться с 2008 года, основным сподвижником системы Макатон в России является Центр лечебной педагогики. Российский словарь Макатона насчитывает около 500 понятий, что на 50 больше чем в оригинальном Британском.  

В сравнении с жестовым языком, жесты Макатона более простые, они доступны для освоения детьми с аутизмом. Наверное, одним из важнейших преимуществ Макатона является, то, что для взаимодействия используются все доступные формы речи. Одно понятие в Макатоне может обозначаться символом, словом и жестом. Такой подход позволяет не просто формировать оперантную связь между карточкой и стимулом как в PECS, а формировать у детей с аутизмом понятия и развивать вербальное мышление.

макатон жесты на русском
Жест и символ «сидеть» Макатон

Недостатки альтернативной коммуникации Макатон для детей с аутизмом

Одним из недостатков Макатон является, то, что все люди из ближайшего окружения должны знать язык Макатон чтобы эффективно общаться с ребенком. Несмотря на то, что цель программы альтернативной коммуникации Макатон — это пройти эволюционный путь от жеста, через знак и прийти к вербальному общению, если последний шаг не достижим по каким-либо причинам, то применение такой коммуникации резко ограничивается кругом близких людей и людей, которые владеют языком Макатон.

Макатон не получил широкой популярности вероятно по причине своей сложности, и высокими требованиями к уровню образования специалиста, который обучает ребенка.

Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом с элементами жестового языка

Жестовый язык – это, наверное, самый первый вариант, который приходит на ум, когда мы поднимаем вопрос альтернативной коммуникации. Различные варианты жестовой речи существуют уже не одну сотню лет, и они незаменимы для людей с нарушением слуха и речевого аппарата. 

Имеет ли место использование жестового языка в обучении речи детей с аутизмом? Ответим, что однозначно -да! Жестовый язык несмотря на его очевидные недостатки, широко применялся некоторое время назад для развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Сегодня на смену жестовым языкам приходят цифровые средства коммуникации, различные устройства и программы для мобильных устройств.

макатон жесты
Жест «папа»

Но одного важного преимущества жеста н заменить цифровым коммуникатором.  Жест — это в первую очередь знак, а наша речь и мышление являются знаковыми системами. Использование жестов может быть отличным подспорьем в обучении устной речи. Как правило для детей с аутизмом жесты редко становится полноценным средством альтернативной коммуникации, как например у слабослышащих. Жест используют как опорный знак для формирования понятий, для обучения буквами и расширению словарного запаса. Со временем жест нивелируется, а навык коммуникации становится автономным.  

Очевидный недостаток жестовой речи — это то, что большинство людей не знают языка жестов. Этот факт накладывает ограничение на использование жестовой речи как альтернативной коммуникации, согласитесь, что, например, карточка с изображением предмета будет понятна любому человеку, а вот жестовая фигура только узкому кругу коммуникативных партнеров. Однако, многие исследования показывают, что жесты доступны для освоения детям даже с низкофунциональным аутизмом. Ребенка можно обучить узкому репертуару бытовых жестов, что позволит значительно снизить проблемное поведение, связанное с речевыми трудностями.

Коммуникаторы для детей с аутизмом

Существует великое множество программ для альтернативной коммуникации. Цифровые средства целесообразно применять если вербальное общение затруднено по причине сенсорных нарушений. Что я под этим имею ввиду? Помимо всего прочего речевые нарушения глобально можно разделить на два вида. Первый вид – это когда речь нарушена как психическая функция, и второй вид — это когда вербальное общение затруднено по причине нарушения речевого аппарата.  Например, вторичные нарушения речи вследствие нарушения слуха. 

Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом коммуникатор
Немного устаревший коммуникатор для детей с аутизмом. В настоящее время его на замену таким средствам альтернативной коммуникации пришли мобильные приложения

Цифровые Средства альтернативной коммуникации в большинстве своем представляют вариации на текстовые редакторы. Чаще всего это программы коммуникаторы для различных Android и iOS планшетов. Если ребенка с аутизмом широкий, пассивный запас слов, он обучен навыкам печатания на клавиатуре, то программы коммуникаторы могут стать отличным средством альтернативной коммуникации. Огромное количество таких программ альтернативной коммуникации разработано именно для нужд детей с аутизмом. 

приложение коммуникатор PECS
Электронный альбом PECS — это официальное приложение от создателей системы альтернативной коммуникации, к сожалению на русский язык не переведено


В первую очередь стоит отметить цифровую версию PECS для мобильных устройств. Приложение полностью повторяет принцип физического альбома, в нем есть несколько этапов от простого “обмена” одной карточкой до конструктора целых предложений. Конечно планшет с таким приложением на борту это гораздо более удобное средство альтернативной коммуникации для ребенка с аутизмом, чем классический альбом.

Вот мы и рассмотрели основные системы альтернативной коммуникации для детей с аутизмом.   Опять же многие исследования показывают, что пресловутое “погружен в себя” обусловлено не низкой потребностью в социальных контактах, а их низким качеством, к чему приводит отсутствие коммуникативных навыков. Важно понять, что средства альтернативной коммуникации не призваны заменить речь, но они помогаю ребенку с аутизмом эффективно взаимодействовать с окружающими, что выводит качество жизни на более высокий уровень.

Artur Taish

Один комментарий к “Альтернативная коммуникация для детей с аутизмом

  1. Attractive part of content. I simply stumbled upon your weblog and in accession capital to assert that I get actually enjoyed account your weblog
    posts. Anyway I will be subscribing to your augment or even I success you
    get entry to constantly quickly.

    P.S. If you have a minute, would love your feedback on my new website re-design.
    You can find it by searching for «royal cbd» — no sweat if you can’t.

    Keep up the good work!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *